Дон Кэмпбелл и его танец. История локинга

Одним из камней преткновения, стоящих на пути ко всеобщему признанию уличного танца как вида искусства, является неполнота и недокументированность. Балет, джаз, стэп, многие другие танцы имеют своих создателей, их история не является секретом и открыта для любого желающего узнать о происхождении той или иной танцевальной формы. Уличный же танец в биографии своей практически не содержит неоспоримых фактов, кроме того, что зародился он в Америке. И хотя с тех пор прошло уже более 30 лет, многие танцоры, хореографы и танцевальные группы по сей день оспаривают авторство друг друга в том или ином стиле или направлении. Лишь один человек остается признанным всеми, кто любит и знает стритдэнсинг. Имя ему — Дон Кэмпбелл, с него все и началось.

Кэмпбелл, Дон. Родился в начале 50х годов в Сент Луисе, рос в южной части Лос Анджелеса. Еще ребенком он проявил определенные способности к рисованию, делая наброски людей и окружающей природы. В целом, этим талантом Дон выделялся из своей семьи, которая считала его немного странным.

Не бросил рисовать он и позднее, в юности, что повлияло на выбор профессии — Дон Кэмпбелл стал студентом Лос-Анджелесского Торгово-технического колледжа, решив изучать коммерческое искусство.

В перерывах между занятиями Дон посиживал в местном кафетерии, зарабатывая мелочь если кому-нибудь приходило в голову попросить его набросать портрет, и даже не помышлял о своем великом будущем. В колледже Дон занимался легкой атлетикой. В танцах же, «Франкенштейн был лучше меня». Он сидел, рисовал, и временами поглядывал на детей, танцующих возле колонки в углу. Элрой Скиффер, один из старинных друзей Дона, вспоминает, как пытался научить его двигаться, показывая модные тогда «Аллигатор», «Ча-ча» и «Тэксес Хоп». Это было нелегко, но Скиффер помнит свои наставления: «До тех пор, пока ты можешь шагать, считать про себя и делаешь это в такт музыке — все нормально, ты танцуешь».

Когда Кэмпбелл наконец-то набрался смелости показать свое «мастерство» на дискотечном вечере в кафетерии, он собрал все что умеет в одну кучу, в один танец, иногда замирая посередине движения, чтобы сообразить, что делать дальше. Из-за этих пауз Сэм Вильямс, местная знаменитость и один из лучших танцоров колледжа, прозвал его Кэмпбелл-Лок (Campbell-Lock, слово «lock» в переводе с английского — «замок», а также «затормозить»). Сэм пригласил его на танцевальный конкурс в клубе Даунтаун. И Кэмпбелл финишировал пятым — из пятнадцати. «Если бы тогда я вылетел первым, клянусь, я в жизни больше не вышел бы на сцену», — вспоминает Дон.

Вскоре Кэмпбелл стал настоящей сенсацией в танцующих кругах. Ночные клубы в то время повсеместно устраивали небольшие соревнования — перетанцовки, дабы привлечь к себе побольше посетителей. Сумма главного приза редко превышала 50 долларов — не так уж и много, однако вполне достаточно, чтобы поддержать чей-то интерес. Дон появлялся тут и там, собирая деньги. Вскоре молва о нем распространилась настолько, что приз ему отдавали без конкурса, поскольку никто не отваживался выйти против него. Впрочем, так было отнюдь не всегда. Кэмпбелл и не думал о том, чтобы обучить кого-либо своему танцу, поэтому видел соперника в каждом, кто копировал его движения. Однако мама сказала Дону, что без этого о локинге никто не узнает, и сын смирился.

Клубом, где Дон проводил большую часть времени, было местечко Мэверикс Флэт в Калвер Сити. Там он и познакомился с Фредом Берри, будущим персонажем комического телесериала «What’s happening» по прозвищу Rerun. Фред Берри (скончался в конце 2003 года) упросил Кэмпбелла научить его танцевать. Вот как он говорит о локинге и о своей встрече с Доном Кэмпбеллом: «Я увидел, как этот парень безбашенно пляшет. Понимаете, в Локинге все преувеличено. Вы не просто показываете на что-то рукой — вы вращаете кистью, делая эдакую петлю, и потом показываете, вы не просто смотрите — вы вытягиваете шею и смотрите, а началось все с лок-движения, когда вы резко останавливаетесь, фиксируя суставы, колени и верхнюю часть тела. Локинг — это сочетание неподвижности и движения. Возвращаясь к локу, вы можете делать что угодно.»

Движения танца Кэмпбелл брал из головы, полностью полагаясь на свою способность к импровизации. Дон оказался прирожденным фристайлером. «Какую бы ошибку я не делал, люди хлопали.« — вспоминает он, «Однажды я упал, но смог притвориться что так и надо. Все захлопали! Это-то и оказалось самым странным — не важно, что я делал неправильно, что-то я при этом делал правильно!»

И все же, простого таланта было мало. Возможно, локинг так и не получил бы широкого распространения, оставшись одним из многих танцевальных стилей, появившихся в те времена на западном побережье Соединенных Штатов, если бы не «Соул Трэйн». Американская история танца была бы неполной без рассказа о передаче, телевизионном шоу, которое было и по сей день остается двигателем прогресса в данной области. Семидесятые года во многом были для цветных американцев годами депрессии. Умер Мартин Лютер Кинг, шла война во Вьетнаме, да и обычная жизнь в гетто мало чем отличалась от войны. Стив Клементе (Мистер Виглс, действительный член двух крупнейших в мире команд уличного танца — «Rock Steady Crew» и «The Electric Boogaloos») описывает свое детство в серии небольших рассказов о жизни в Нью-Йорке. Он говорит о постоянных убийствах, происходивших у него на глазах, разборках между молодежными бандами, стрельбе на улицах. Поводов для оптимизма повседневная рутина предоставляла, скажем прямо, очень мало. И отдушиной для людей низших социальных слоев стала передача «Soul Train», транслировавшаяся сначала по местному, а затем и по национальному телевидению. Ее создатель, Дон Корнелиус, собрал множество уличных танцоров. Проводились регулярные конкурсы, и каждая новая танцевальная форма, появившаяся на улице, обязательно попадала в «Соул Трэйн», если заслуживала хотя бы чуточку внимания.

Дон Кэмпбелл заслужил себе постоянное место в телеэфире, выиграв один из таких еженедельных конкурсов. И вскоре, «Дон Корнелиус спросил, знал ли я еще кого-нибудь, кто умел танцевать». С этого момента, имевшего место в 1973 году, и ведет свою историю первый в Америке и во всем мире профессиональный коллектив уличного танца. Изначальное название их было «The Campbellock Dancers», впоследствии же, из-за юридических проблем, оно было сокращено до «The Lockers». Членами «Локерс» стали Penguin (Фред Берри, комик группы), Slim the Robot (у него был свой костюм с лампочками), Fluky Luke, Greg «Campbellock Jr." Pope, Toni Basil, а впоследствии и Adolfo «Shabba-Doo» Quinones (исполнитель роли Озона в фильмах «Breaking 1» и «Breaking 2: Electric Boogaloo»).

С подачи группы локинг стал чем-то большим, нежели просто танец. Это был стиль жизни, манера одеваться, ходить и разговаривать. «Локерс» носили полосатые носки, подтяжки, и огромные шляпы. Они работали с такими легендами, как Билл Коусби и Стиви Уондер, и даже выступали на разогреве у Фрэнка Синатры. А на взлет их карьера пошла, когда Дон впервые задумался о том, что «Соул Трэйн» — это еще не вся жизнь. Он был на гастролях вместе с шоу, и «ко мне подходили дети и спрашивали — эй, ты же богатый — знаете, как это у них бывает, а я зарабатывал только на гастролях, и то не больше ста долларов за шоу». По возвращении в Лос Анджелес, Дон об этом призадумался. «Мы знали, что делаем передаче хороший рейтинг, поэтому мы подошли к Корнелиусу и попросили платить нам по 50 $ за выпуск. И нас выставили вон. Они просто сказали — хватит локинга.»

К конце 70х годов популярность локинга пошла на спад. Тогда на сцену вышли молодой Сэм Соломон («Бугалу Сэм») и его брат Тимоти («Поппин Пит»), создавшие во многом под влиянием «The Campbellock» свою собственную группу «The Electronic Boogaloo Lockers», впоследствии ставшую известной как «The Electric Boogaloos». Сами же «Lockers» к тому времени под влиянием внутренних противоречий уже распались. Члены команды занялись собственными карьерами. Фред Берри ушел в ситком «What’s happening» в качестве персонажа Rerun, Тони Бэзил успешно занялась музыкой, выпустив в 1982 году хит «Mickey (You’re so fine)». Остальные стали свидетелями Иеговы. Но начало было положено. Никто больше не сомневался, что уличными танцами можно заработать на жизнь.

Тимоти Соломон, рассказывая о своем коллективе и своих собственных стилях танца, ссылается на Дона Кэмпбелла, как на человека, «проложившего путь» для всех остальных. Бруно Фалькон, так же известный как Pop’n’Taco, один из немногих известных танцоров испанского (точнее, мексиканского) происхождения, заработал себе имя в качестве узкопрофильного хореографа. Он был креативным консультантом в туре Майкла Джексона под названием «Dangerous», работал хореографом с Майклом, Ла Тойей и Джанет Джексон. Говоря о стритдэнсинге в целом, Фалькон спешит отдать должное Дону Кэмпбеллу — «если бы не он, не думаю что-нибудь вообще бы началось.»

Сейчас Дону Кэмпбеллу почти 50. Он все еще в прекрасной форме, и, разумеется не думает бросать танцевать. Не имеет ни малейшего смысла перечислять всех тех, кто рос в искусстве под его влиянием — список был бы слишком длинным. Пожалуй, достойным завершением будет список достижений самого Дона Кэмпбелла.

DON «CAMPBELLOCK» CAMPBELL, LIST OF CREDITS

TELEVISION:

  • «ABC In Concert»
  • «The Johnny Carson Show» (one show done as «The Campbellock Dancers, one show done as «The Lockers»)
  • «The Midnight Special»
  • «The Carol Burnett Show»
  • «American Bandstand»
  • «Soul Train» (at first as a featured dancer, later as a special- guest)
  • «The Howard Cosell Show»
  • «What’s Happening» (one episode done as «The Rockets», one episode as an extra)
  • «The Mac Davis Show»
  • «The Merv Griffin Show»
  • «The Dinah Shore Show»
  • «The Dick Van Dyke Variety Show»
  • «Saturday Night Live»

TELEVISION SPECIALS:

  • «The Academy Awards»
  • «The Grammy Awards»
  • «The Playboy Bunny of The Year Awards»
  • «The Doris Day Special»
  • «The Premiere of The Movie „TOMMY“ Special»
  • «The NBC Special " Saturday Celebration» Featuring «The Lockers».
  • «The Rose Parade on NBC Featuring Doc Severson and The Lockers»
  • «The ABC Special „Celebration“ at The Hollywood Palladium»
  • «The NBC Special «The Cotton Club»
  • «Lampoon»
  • «The Miss New York Beauty Pagent»
  • «Mori The K, Beatlemania, and The Lockers»
  • «The Roberta Flack Special»

COMMERCIALS:

  • Schlitz Malt Liquor
  • Promo Spots For Billy Preston’s Album «Nothing From Nothing»

FILM:

  • Ralph Baski’s «Hey, Good Lookin' «(A Cartoon Feature) 982
  • Thomas Guzman-Sanchez's «Underground DanceMasters:History of A Forgotten Era» (as a Featured Artist) 994
  • *All Show Done as The Creator Of The World Reknown Dance «The CAMPBELLOCK» (a.k.a. LOCKING) as well as The Founding Father of The Reknown 70’s Dance Group «The Campbellock Dancers(a.k.a. „The Lockers“) Unless Otherwise Noted Above.*

LIVE PERFORMANCES:

  • Partial „All Star Cast at The Hollywood Bowl to Benefit Equal Rights“ { Richard Pryor, Bette Midler, and The Lockers)
  • „Dean Martin“ (The Celebrity Room), The MGM Grand Hotel, Las Vegas
  • „Roger Miller“ (The Lockers were the first act to perform at the hotel) The MGM Grand Hotel, Las Vegas
  • „John Davidson“-Harrah's-Reno
  • „Bill Cosby“-Harrah's-Tahoe
  • „Frank Sinatra“-Carnegie Hall-New York
  • „Frank Sinatra“-On Tour-8 East Coast Stops
  • „Radio City Music Hall with: The Lockers, The Ohio Players, Parliement-Funkadelic, and Graham Central Station“
  • „Ford Motor Co.25th Anniversary Celebration with Ella Fitzgerald and The Lockers“
  • „Soul train Tribute To Don Cornelius“
  • Morton Simon Museum: George Herms and The Lockers»
  • «The Fifth Dimension Tour»
  • «Andy Williams-San Jose County Fair»
  • «Bobby Venton-Sacramento County Fair»
  • «DisneyLand with The Spinners»
  • «DisneyLand with The Whipers»
  • «Knotts Berry Farm with The Silvers»
  • «Cheech and Chong-The Roxy, L.A.»
  • «Celebrity Cast Night: Bob Hope, Freddie Prinze,and The Lockers-L. A. County Fair»
  • «Business Expo-George Kirby and The Lockers-Dallas TX»
  • «The 32nd Annual International Folk Dance Festival»
  • «The California Orange Show -Bob Hope
  • «Celebrity Honors-Jack Albertson and Freddie Prinze-The Plaza Hotel, L.A." «The International Car Show-The Convention Center, L.A.»
  • «The Lockers at The Playboy Club, L.A.
  • «The 1st Ever Fresh Fest,L.A.

PUBLIC APPEARANCES

  • «The Back to Mecca Conference»,NYC (Guest speaker, Panelist, and Judge)1998&1999
  • «The First Ever Hip-Hop Conference sponsored by The Rock and Roll Hall of Fame And Museum», Cleveland (Guest speaker and panelist)1999
  • «The B-boy Summit», Los Angeles (Guest speaker, Panelist, and Judge)1999–2001

TEACHING:

  • Master classes taught: Philadelphi, New York,Hawaii,Miami, San Diego,Colorado

RECORDINGS:

  • «The Campbellock» w. Don Campbell, m. Sonny Craver. 2p. Copyright by Elbert Music Co.: 27Mar72; EU318549

PUBLICATIONS:

  • Major/ as a Solo Artist
  • The L. A. Times Magazine(3/94)
  • Rappages(l 2/98 and 4/99)
  • Vibe(9/98)
  • The New York Press(9/98)
  • Radikal(4/99) The French equivalent to Vibe

WEB-BASED PUBLICATIONS:

  • Charged.com(9/98)
  • 360hiphop.com(7/00)

BOOKS:

  • As a Contributor to a culture
  • «Vibe’s History of Hip-Hop» by Three Rivers Press(Subsd.of Random House)
  • *All shows Done As an Opening Act unless Otherwise Noted* «All Shows Done From 1973 to 1982 unless otherwise Noted»

© Владимир Шереметьев, 2004