Конкурсы – не конкурсы?
В последние годы, в связи с общим ростом популярности занятий танцевальным искусством, наблюдается рост количества различного рода любительских танцевальных конкурсов и фестивалей. Подобного рода мероприятий сейчас существует огромное количество, в любые даты, в любых городах и на любой вкус и цвет, чего не наблюдалось, скажем, ещё пять-шесть лет назад.
Это связано, в первую очередь, с приходом в данную сферу компаний, собственно с хореографией не связанных – а именно, продюсерских центров, которые занимаются непосредственно организацией мероприятий. Можно предположить, что если бы спрос существовал в каком-то другом популярном виде деятельности, например, в футболе, эти компании организовывали бы футбольные чемпионаты. Однако, поскольку растёт число танцевальных школ и студий, возникают и подобные проекты, чья задача – предоставить этим школам и студиям возможность выводить детей на сцену.
В прошлые годы в роли организаторов танцевальных конкурсов, как правило, выступали либо сами танцевальные коллективы, благодаря чему, скажем, на Урале и в Сибири появились такие крупные, известные на всю страну события, как «Energy», «Жажда танца», «Танцы улиц», наш недавно появившийся «Step Up Dance Fest» и прочие, либо государственные структуры, по сей день являющиеся организаторами таких конкурсов, как «Весна студенческая», «Хрустальная капель» и «Линия танца». Кроме того, присутствовали и присутствуют международные федерации, в частности, IDO – International Dance Organisation и её российская структура ОрТО, то есть Общероссийская танцевальная организация, проводящие конкурсы по своей структуре и своим правилам. Есть крупные международные конкурсы, скажем, Hip Hop International и аналогичные в других жанрах танцевального искусства.
Однако, все вышеперечисленные из ранее существовавших и существующих конкурсов, в отличие от массы вновь появившихся фестивалей, объединяет один отличительный фактор. Данные конкурсы можно назвать «конкурентными», поскольку в них существует прозрачная общепринятая система оценки, в рамках которой существует одно первое, одно второе и одно третье место для каждой из заявленных номинаций.
Например, в танцевальном конкурсе есть номинация «эстрадный танец». Данная номинация может делиться на возрастные категории и на категории для участников с разным уровнем подготовки. Соответственно, если в данной номинации и конкретной возрастной категории на конкурсе участвует, скажем, 10 номеров от различных коллективов, то по общепринятой системе оценки один коллектив займёт первое место, один второе, один третье. Остальные же станут участниками конкурса, получив соответствующие дипломы и грамоты, если таковые предусмотрены. Данная система понятна и прозрачна, поскольку жюри на таких конкурсах очевидно отбирает лучшие, на их взгляд, коллективы в рамках созданной конкурентной среды.
Совершенно иначе обстоят дела на новых конкурсах, фестивалях и чемпионатах, появившихся в последнее время в огромном количестве под яркими названиями и с непременными обозначениями «международный» или «всероссийский», даже если на них представлены участники из одного города. Система оценки на данных мероприятиях является побалльной. Это значит, что все участники в принципе оцениваются вне рамок своих номинаций и не составляют друг другу никакой конкуренции. Жюри на таких конкурсах выставляет за каждый номер определённое количество баллов. Организаторы же формируют определённые критерии, порог баллов, необходимый для получения того или иного звания. А сами звания на таких конкурсах обозначаются, как «лауреат» или «дипломант» той или иной степени. Для лауреатов это, как правило, первая, вторая или третья степень. Для дипломантов порядковый номер может быть, теоретически, неограничен.
Подвох здесь кроется в критериях присуждения званий. Например, здраво рассуждая, если мы примем за максимум для каждого номера оценку в 100 баллов, то лауреатами первой степени должны становиться коллективы, набравшие, условно говоря, 90 баллов и выше. Лауреатами второй степени – коллективы, получившие от 80 до 90 баллов, и так далее. Однако организаторы конкурсов понимают, что если коллектив выставляет номер на конкурс и ничего на нём не занимает, то в следующий раз, с высокой долей вероятности, данный коллектив к ним не придёт, поскольку и сам руководитель и участники коллектива и их родители, если речь о детях, будут недовольны. Сейчас такое время, все хотят поощрения за само действие, не обращая внимания на результат. Поэтому критерии распределения мест на данных конкурсах сделаны совершенно непрозрачными. И очень частой становится ситуация, когда абсолютно все коллективы, заявившиеся на мероприятие, становятся лауреатами 1, 2 или 3 степени – потому что организаторы определяют для судей критерии изначально заниженные. Скажем, это может быть 60-100 баллов для звания лауреата первой степени, 40-60 баллов для лауреатства второй степени и 10-40 баллов для лауреатства третьей степени, оставляя какой-то минимальный порог для звания дипломанта, то есть делают всё для того, чтобы даже ленивый набрал свои 50-60 баллов.
В чём же здесь проблема? Ведь, казалось бы, все выиграли, все довольны и победила дружба? Проблем, на самом деле, несколько. Первая, самая очевидная, заключается в своего рода подмене понятий для участников и родителей детей, которые приводят своё чадо на такой фестиваль. Получив звание «лауреат 1 степени», родители и дети радуются, полагая, что заняли первое место. При этом, если посмотреть на другие коллективы, участвующие в той же самой номинации, порой доходит до абсурда – о том, что получил первое место, пишет у себя в соцсетях каждый. Но ведь так быть не может. Первое место – всегда одно, на то оно и первое. Не бывает так, чтобы в конкурсе было десять первых мест из десяти участников. Однако, не разбираясь в системе, родители и дети не отличают понятий «лауреат 1 степени» и «1 место» и радуются тому, чего у них, фактически, нет.
Вторая, скрытая, но куда более серьёзная, проблема состоит в том, что подобного рода непонимание губительно сказывается на мотивации детей, занимающихся танцами. Ранее, в нормальном и здравомыслящем мире, для того, чтобы получить первое место, нужно было много работать и стараться. Победа была победой в полном смысле этого слова, это была настоящая радость и награда за труд – участники знали, что они много старались, вкладывались и их работа стала первой. А если она таковой не стала, понимали, что им нужно работать дальше, развиваться, стремиться стать лучше. Они хотели это делать, потому что думали – «сегодня мы проиграли, но завтра мы придём ещё раз и победим!». Так и работала система мотивации, так она работает сейчас в спорте. На нынешних же конкурсах, которые, фактически, конкурсами и не являются – первые места зачастую дают практически всем. В попытке привлечь участников, их организаторы обесценивают понятие лауреатства, обесценивают награды и само понятие победы. Кубки и медали теперь порой дают даже просто участникам, вне зависимости от того, как танцоры выступили и на каком художественном уровне находится их постановка. Соответственно, мотивация у детей падает, причём, не только к участию в конкурсах, но и к занятиям танцами в целом. Ведь зачем заниматься, если я уже в первый год тренировок всего достиг, стал трижды лауреатом первой степени на международных конкурсах в родной деревне? У меня всё есть, к чему ещё стремиться?
Причины появления таких вот побалльных конкурсов являются, конечно, глубинными. Основной, очевидно, является неумение многих, хоть и не всех, участников и родителей адекватно воспринимать поражение. Непонимание того, что проигрыш в соревновании – никоим образом не трагедия и не позор. Наоборот, это огромный стимул к развитию, потому что только те, кто много раз проигрывал, становятся в дальнейшем настоящими чемпионами. По-другому просто не бывает. К сожалению, многие этого не осознают. Даже сами руководители танцевальных коллективов, воспитанные в новой среде, часто не хотят принимать своих поражений, боятся критики со стороны родителей учеников и, поэтому, стремятся вести детей на выступления туда, где они гарантированно что-то займут. Не понимая, при этом, что смысл конкурса, как такового, в таком случае полностью теряется. Да и у тех же родителей могут возникать вопросы, если они видят, что один коллектив танцует лучше другого, а результат у всех одинаков.
Значит ли всё вышесказанное, что побалльных конкурсов не должно существовать? Отнюдь! Такого рода система является неплохим начальным этапом для новичков, для малышей, для начинающих детей, поскольку даёт им возможность выступить, при этом, не получив разочарования. Однако система балльной оценки на такого рода фестивалях должна быть разумной и прозрачной. Коллектив должен понимать, что если он стал лауреатом 1 степени, это произошло заслуженно, потому что их номер действительно получил высокие оценки от жюри, а не потому, что звания лауреатов давали всем, кто хоть как-то вышел на сцену. Критерии должны быть чёткими, должны быть прописаны в положениях конкурсов. В противном случае, конкурсы можно относить к разряду «мусорных», либо же не относить их к конкурсам вообще, во избежание подмены понятий.
И сейчас существуют побалльные конкурсы достаточно высокого уровня, на которых необходимо постараться, чтобы стать лауреатом. В качестве примеров можно привести «Танцевальный прорыв» в Башкирии, «Крылья» в Новосибирске и многие другие. Участвовать необходимо везде и, конечно, делать это достаточно часто, чтобы формировать соответствующие навыки у танцоров, приучать их не бояться сцены и получать от выступлений удовольствие. Необходимо учиться раскрываться на сцене, потому что уверенность в себе поможет не только в творческой деятельности, но и в жизни в целом. При этом, к выбору танцевальных конкурсов нужно подходить разумно, оценивая все условия, понимая свои цели и задачи и, конечно, не скрывая от родителей и участников реальные результаты выступлений. Только тогда будет возможен настоящий прогресс в занятиях танцевальным искусством каждого отдельно взятого ученика и коллектива в целом.
Студия современного танца "Шаг вперёд" регулярно выводит своих воспитанников на сцену в рамках различного рода хореографических фестивалей, чемпионатов, конкурсов и соревнований. Однако, именно конкурентные конкурсы являются и будут являться приоритетными для нас в нашей работе с детьми.
(С) Владимир ШЕРЕМЕТЬЕВ, 2021