Современный танец. Пути развития
Чтобы понять, что такое современный танец, необходимо совершить небольшой экскурс в историю развития американского модерна и европейского contemporary dance. Я не случайно употребила эти два понятия вместе, поскольку в среде профессионалов и любителей нового танцевального искусства долгое время существовала некоторая путаница относительно обозначенного предмета. Если вы заглянете в словарь английского языка, и modern и contemporary переводятся как «современный». Тем не менее, в контексте исторического развития определилась разница в этих видах танца.
Чтобы понять, что такое современный танец, необходимо совершить небольшой экскурс в историю развития американского модерна и европейского contemporary dance. Я не случайно употребила эти два понятия вместе, поскольку в среде профессионалов и любителей нового танцевального искусства долгое время существовала некоторая путаница относительно обозначенного предмета. Если вы заглянете в словарь английского языка, и modern и contemporary переводятся как «современный». Тем не менее, в контексте исторического развития определилась разница в этих видах танца. Модерном в мировом танцевальном искусстве принято называть сложившуюся систему современного танца Америки. В частности канонизированную, подобно классическому танцу, четко структурированную систему движений Марты Грэхем, о которой разговор будет позже. Contemporary dance — это актуальный танец, не имеющий явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля, вбирающий в себя все новые тенденции и течения современного искусства и создающий свои. Иногда contemporary dance определяют как характеристику европейского танца без учета
Отдельного внимания заслуживает тема взаимоотношений современного танца с балетными театрами и официальным балетным искусством. Выявление тенденций развития какого бы то ни было из искусств без анализа экономической, политической и культурной ситуации в стране практически невозможно. Чтобы понять последовательность процессов и их влияние на отдельно взятое искусство в отдельно взятой стране обратимся к истории в целом. В нашем случае к истории современного танца.
Америка
Задавая вопрос о современном танце вообще, первое имя, с которым будет связан ответ — имя американской танцовщицы Айседоры Дункан. Родилась Айседора Дункан в Сан — Франциско 26 мая 1877 года в семье американских пионеров, проложивших путь в Калифорнию и превративших Сан — Франциско в блистательный город. Танцевать Айседора Дункан начала в крайне юном возрасте, однако ее официальное выступление в городе Чикаго приходится на 1890 год, в период, когда ей едва исполнилось тринадцать лет. Путешествуя по стране, Дункан пропагандирует «естественный» танец, исключающий элементы акробатики, прыжки, фуэте и танец на пуантах. Говоря об «естественных» движениях в танце, она имеет ввиду те движения, которые тело обычного человека может выполнить без особой тренировки. После ссылки индейцев в резервации, Америка с энтузиазмом строит свое будущее. Это время отмечено появлением большого количества корпораций и империй в сфере бизнеса. Активизируется и искусство. В 1915 году Рут Сен Дени и Тед Шон создают свою школу «Денишон», основной концепцией которой становится эклектика. Предмет изучения — весь комплекс человеческих движений вне зависимости от национальной принадлежности. Среди учеников школы появляются Марта Грэхем и Дорис Хамфри, ставшие впоследствии центром притяжения как американского, так и мирового современного танца. Спустя некоторое время Марта Грэхем и Дорис Хамфри переезжают в Нью — Йорк — столицу современного искусства. Несмотря на чрезвычайную чуткость Нью — Йорка ко всему новому, необычному современный танец продолжает оставаться сугубо элитарным. Тридцатые годы XX века Америки знаменуются мощным расцветом джазовой музыки и негритянского танца. Постепенно Нью — Йорк становится столицей современного танцевального искусства. Школы, фонды, специальная пресса растут, как грибы. Строятся отдельные здания, подготавливается зритель. Американский современный танец, отбрасывая опыт предшествующих поколений, ищет свой собственный путь, как и немецкий экспрессивный танец, так же переживающий в этот период свой триумф.
В 40 — е годы Нью — Йорк становится местом миграции большого количества художников из охваченной войной Европы. Ив Танги, Марк Шагал, Макс Эрнст, Андре Бретон присоединяются к Марселю Дюшану и вступают во взаимодействие с уже сложившейся культурной средой столицы мира. Подобно работам художников кубизма, экспрессионизма, абстракционизма американский современный танец становится все более абстрактным. Марта Грэхем изобретает и канонизирует столь же сложную технику современного танца, как и техника классического танца. Мерс Каннингем, бывший танцовщик труппы Марты Грэхем, знакомится с композитором — авангардистом Джоном Кейджем и под его влиянием, в том числе, создает свою систему взаимоотношений танцовщика и пространства. Отличительной чертой развития современного танца в этот и последующий периоды является тесное взаимодействие хореографов с представителями других видов искусства: музыкантами, скульпторами, живописцами, архитекторами и дизайнерами.
Ярким представителем американского современного танца становится Элвин Эйли — первый негритянский хореограф, вышедший на мировую танцевальную сцену и соединивший в своем творчестве элементы классического танца с негритянским фольклором. В 1990 году, в возрасте 96 лет заканчивает свой творческий путь Марта Грэхем. Возглавляя свою труппу, танцуя и ставя балеты, она остается творчески активной до последних дней своей жизни. Марта Грэхем вошла в историю мирового танцевального искусства как хореограф, сумевший сделать то, что не удалось Айседоре Дункан — создать школу танца модерн, приемами и техникой которой пользуется теперь весь мир.
Германия
В начале XX века в Германии классическому танцу активно противостоит танцевальный экспрессионизм. Основоположником нового направления в хореографии становится Рудольф фон Лабан, венгр по происхождению, родившийся в 1879 году. Лабан создает свою систему танца, где движение осуществляется в объемном пространстве с различными направлениями, и где пространство перемещается вместе с танцором. В отличие от классического танцовщика, стремящегося к воздушности, Лабан использует вес танцора. Позже Лабан знакомится с Куртом Йоссом, который вводит в немецкий экспрессивный танец понятие «танцтеатра». В 1927 году Курт Йосс создает танцевальное отделение при консерватории в городе Эссене «FOLKWANGSCHULEN ESSEN», воспитавшее не одну плеяду талантливых хореографов и ставшее центром современного танца Германии.
В тридцатые годы XX века современный танец в Германии занимает куда более важное место, нежели классический танец и балет. Впервые экспериментальный танец включается в официальный репертуар балетных театров. Ученики Рудольфа фон Лабана по всей Европе создают свои труппы и школы. Мари Вигман приглашается в Америку для создания школы. Туда отправляется ее ученица Хания Хольм. Победное шествие немецкого экспрессивного танца идет по всему миру. Однако в 1933 году Германию поражает замешанный на антисемитизме экономический кризис. С приходом к власти Гитлера в Германии начинается повальное закрытие танцевальных школ и театров. Евреи увольняются из театров и лишаются социальной и культурной жизни. Отказавшийся расстаться с соратниками — евреями Курт Йосс вынужден эмигрировать в Англию, где он возрождает свою «FOLKWANGSCHULEN». Чуть позже Лабан так же эмигрирует в Англию. Мари Вигман придерживается позиции невмешательства искусства в политику, и необходимости его существования при каком бы то ни было режиме. На предложение поставить спектакль во славу Гитлеру Мари Вигман отвечает согласием. Однако постановка не удовлетворяет нацистов, и спектакль запрещается. Школа Мари Вигман переходит в собственность государства, а ее творчество объявляется декадентским.
1945 год — война Германии приводит к краху танцевальное экспрессивное искусство. После капитуляции Германии немецкий экспрессивный танец уходит в подвалы дешевых пивных забегаловок, приводя тем самым к самоубийству отдельных выдающихся танцовщиков. Утверждается торжество неоклассического танца и развитие американского абстрактного танца. Школа Курта Йосса, открытая для всех стилей и направлений, рождает будущую звезду, гениального хореографа XX века Пину Бауш, чье влияние на своем творчестве испытали и еще будут испытывать многие поколения молодых хореографов. В 1973 году Пина Бауш создает в городе Вуперталь танцтеатр, который продолжает успешно гастролировать по всему миру до сегодняшнего дня.
Франция
В начале XX века во Франции танец наконец — то порывает с функцией развлечения и становится свободным. Современный танец Франции (contemporary dance) рождается от американского модерна, немецкой танцевальной экспрессивности и неоклассики Мориса Бежара. В течение последующих двадцати лет Франция выходит вперед в области contemporary dance. Все же для более динамичного развития современного танца требуются средства.
В 1981 году с приходом к власти президента Миттерана бюджетные ассигнования на культуру удваиваются. Специальное управление в Министерстве культуры Франции осуществляет патронаж балета, создавая объективные условия для необратимого движения вперед. Для многих молодых хореографов, в числе которых Анжелин Прельжокаж и Карин Сапорта, открываются двери балетных театров. В Парижской Гранд — опера, требующей обновления соответственно времени, наряду с классикой создается «Исследовательская театральная труппа», солисткой которой становится Каролин Карлсон. В Японии появляется новая форма танца — буто, основателем которой стал Татцуми Хиджиката. Болезненная образность, конвульсии, обнаженный торс или все тело, белый грим, характерные для буто, были взяты на вооружение многими французскими, и не только, хореографами. По мнению многих специалистов хореографического искусства Франция до сих пор остается ведущей страной мира в области contemporary dance. Франция, лишившая приоритета классический танец, сделавшая contemporary dance своим национальным достоянием и давшая миру такие имена как Жан Клод Галотта, Доминик Багуэ, Катрин Деверес, Даниель Ларье и многие другие.