Танцы от "А" до "Я": куда, когда и как?

Вы любите танцевать? А может быть, танцевать любит ваше чадо? Тогда, наверняка, вы задавались вопросом выбора танцевальной школы, думали о том, куда и на какое направление лучше пойти самому или отдать ребёнка. В данной статье мы собрали все основные вопросы, связанные с занятиями танцами. Отвечает на них Владимир Шереметьев, педагог и хореограф с шестнадцатилетним стажем, автор множества материалов по истории и технике исполнения различных танцевальных направлений, директор студии современного танца «Шаг вперёд», город Челябинск. Итак, начнём!

— С какого возраста лучше отдавать ребёнка на танцы?

Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от формата занятий и от танцевального направления, которое вы выбираете для своего чада. Если речь идёт о занятиях детским танцем, то можно попробовать начать заниматься в три года с тем непременным условием, что сами занятия будут проходить в игровой форме, а работать с ребёнком будет профессионал.

При этом, вопрос индивидуальных особенностей и развития остаётся открытым, потому что не все дети в три года готовы к занятиям без присутствия родителей. Однако, к четырём годам уже подавляющее большинство занимается детским танцем вполне успешно, получает большое удовольствие от занятий и имеет хорошие результаты. Поэтому ответ на данный вопрос такой — отдавайте ребёнка в танцевальную студию с трёх-четырёх лет и выбирайте группы по детскому танцу. О том, почему стоит отдавать малыша именно на данное направление, мы поговорим чуть позже.

— В каком возрасте ещё не поздно начать заниматься танцами самому?

Практика показывает, что самому начать заниматься не поздно никогда, всё зависит лишь от вашей мотивации, а также от здоровья. Конечно, начинать танцевать брейкданс в шестьдесят, наверное, будет весьма трудно и травмоопасно. Поэтому, определитесь, какое направление вам нравится и какое подходит по медицинским показаниям. Если не брать возрастные крайности, то можно с уверенностью заявить — средний возраст не помеха. Даже начав заниматься в тридцать можно достичь очень хороших результатов во многих видах танцев, например, в уличных направлениях. Поэтому, не отказывайте себе и не ссылайтесь на года, если мечтаете стать хорошим танцором, сила вашей мечты способна сотворить чудеса. А уж если речь идёт о занятиях для себя и для души, приходите в зал, сколько бы вам ни было.

Резюмируя вышесказанное, ответ будет таким: при занятиях в качестве хобби, возрастных ограничений для любого танцевального направления нет. Главное, постарайтесь попасть в группу своего возраста, чтобы заниматься было комфортно.

Если хотите достичь определённых результатов, танцевать полупрофессионально или профессионально, то для уличных танцев, таких, как хип-хоп, поппинг, локинг и прочее, средний возраст не противопоказание, даже наоборот, научиться танцевать хорошо в этом возрасте можно, можно достичь определённых высот и получить признание публики. В случае с хореографией, модерном, балетом, а также брейкдансом, в силу больших требований к физической форме, желательно начать хотя бы в студенческом возрасте. То же самое касается бальных танцев.

— Отдавать ли малыша на хип-хоп или брейкданс?

Очень интересный вопрос, часто задаваемый современными родителями. Хип-хоп и брейкданс сейчас на слуху, их показывают по телевизору, дети смотрят и пытаются повторять яркие движения. Но имеет ли смысл отдавать малыша, то есть ребёнка младше 6 лет, на эти виды танцев, стоит ли платить за такие занятия? Наше мнение сводиться к тому, что танцевать хип-хоп или брейкданс в этом возрасте однозначно слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребёнок не просто скакал дома и в зале, а чему-то действительно научился, лучше записать его на детский танец. Причин тому несколько:

Во-первых, и хип-хоп и брейкданс являются технически достаточно сложными и у маленьких детей, как правило, недостаточно внимания и концентрации, чтобы выучивать элементы правильно. Надо отдавать ребёнка туда, где ему даётся адекватный по сложности материал, который он способен воспринимать. Ибо даже если записывать его в танцевальную группу просто ради того, чтобы ребёнок тратил энергию, то не лучше ли совместить эту трату энергии с обучением чему-то полезному, тому, что он сможет адекватно усвоить в свои три-пять лет?

Во-вторых, в таком возрасте с детьми нужно заниматься в игровой форме по соответствующим методикам, а уличные танцы этого не предполагают. Малышам нужно давать ритмику, развивать физические данные и координацию через виды деятельности, которые им понятны и к которым они готовы.

Сейчас действительно есть танцевальные школы, которые берут на хип-хоп чуть ли не с трёх лет. Но надо понимать, что делается это только из-за наличия спроса на рынке, ведь спрос диктует предложение. Реальной пользы в три-четыре года от таких занятий не будет. Даже наоборот, неопытный и молодой педагог, коих преподаёт уличные танцы очень много, может принести определённый вред, отбить у ребёнка всякое желание заниматься танцами в принципе.

Так что если вашему малышу действительно нравятся уличные танцы, потерпите пару лет, а пока отдайте его на детский танец. Там он проведёт это время с пользой и, впоследствии, придёт на хип-хоп или на брейкданс уже с хорошей подготовкой.

— По каким критериям выбирать танцевальную школу?

Несмотря на то, что основных критериев выбора танцевальной школы может быть несколько, главным из них всегда будет являться профессионализм педагогического состава. И здесь нужно обращать внимание на следующие факторы:

1) Возраст наставника. Танцы и преподавание танцев — это удел молодых, поэтому, в принципе, ничего страшного, если Вашему хореографу лишь немного за двадцать. Но если он или она младше двадцати, а ведёт занятия у детей, то имеет смысл призадуматься, чему может столь молодой человек действительно научить ребёнка - хотя, безусловно, бывают и исключения. В случае с занятиями у взрослых людей, здесь, как правило, всё не так строго, потому что найти подход к состоявшимся людям, как правило, проще. Но, так или иначе, надо обращать на это внимание.

2) Профессиональное образование. Поинтересуйтесь, имеет ли педагог профессиональное образование в танцевальной сфере или получает ли он его в данный момент. Если речь идёт о занятиях хореографией, балетом, модерном, бальными танцами, средне-специальное или высшее профессиональное образование являются большим плюсом. Если же мы говорим о занятиях уличными танцами, хип-хопом или брейкдансом, то таких предметов в учебных заведениях нет, поэтому стоит обратить внимание на другие вещи.

3) Достижения. Многие танцоры, особенно молодёжь, любят хвалиться собственными достижениями на различных конкурсах и фестивалях, призовыми местами, поездками и прочим. Однако давайте будем помнить, что победа человека на каком-либо танцевальном мероприятии хоть и говорит о его собственном танцевальном уровне, но вовсе не означает, что он является хорошим хореографом, хорошо работает с детьми и может действительно научить танцу. Поэтому стоит обращать внимание на то, каких результатов достигают ученики этого хореографа.

4) Манера общения. На наш взгляд, это один из важнейших критериев. Человек должен уметь грамотно общаться, находить общий язык с детьми и со взрослыми, быть ярким. Тогда занятия будут нравится и это даст дополнительную мотивацию к занятиям.

Кроме того, в хорошей танцевальной школе всегда есть система преподавания танцев, программы, по которым работают педагоги, внутришкольные мероприятия, которые можно и нужно посещать. Если это есть, значит, руководство школы действительно работает во благо и в такую студию стоит записаться.

Среди других критериев выбора танцевальной школы отметим и удобство расположения и адекватную стоимость за предоставляемые услуги. Но всё-таки скажем, что главное — это всегда сам наставник и общая система работы, выстроенная в школе танцев. Лучше переплатить за качество и хороший результат, нежели отдать кучу денег и разочароваться. Поэтому анализируйте, поймите, нравятся ли занятия вам и вашему ребёнку и не бойтесь похвалить студию и её сотрудников, которые действительно работают для вас.

— В чём приходить на танцевальные занятия?

Вопрос сугубо технический. Всё зависит от стиля танцев, которым будете заниматься. Для хореографии это, как правило, лосины и майка для девушек и футболка и спортивные брюки для мужчин. Занимаются данным видом танца часто в носках или босиком, а можно одеть балетки.

Если речь идёт об уличных танцах, то это всегда достаточно свободная одежда, которая бы не сковывала движений — футболка и спортивные брюки подойдут, а также спортивная обувь, кеды или кроссовки, на ногах.

Когда мы говорим о занятиях детским танцем, то малышам приобретаются гимнастические купальники (или шортики и маечка для мальчиков), а на ноги одеваются чешки или балетки.

Ну, а взрослые на занятия популярными танцевальными направлениями могут одеться так же, как оделись бы, придя на фитнес.

— Сколько времени нужно, чтобы научиться танцевать?

Очень неоднозначный вопрос который, тем не менее, интересует многих. Ведь что значит «научиться танцевать»? Для кого-то освоить пару танцевальных движений будет достаточным, чтобы блеснуть на дискотеке, а другим нужна большая сцена.

Поэтому необходимо сперва определиться с целью занятий. Если речь идёт об уличных танцах, то приличных результатов можно достичь, как правило, через пару лет регулярных занятий. Конечно, многое зависит от того, кто ведёт занятия и от ваших собственных способностей, но в среднем, на второй год вы уже не узнаете себя, по сравнению с прошлым, а на третий будете танцевать очень прилично, если только сами этого хотите. То же самое можно отнести к любым занятиям на любительском уровне — при соблюдении такого важнейшего условия, как регулярность, результаты проявятся достаточно быстро.

В случае с серьёзными занятиями хореографией, балетом и вообще профессиональной деятельностью, готовьтесь к тому, что на это уйдут годы и предела совершенству не будет никогда. Хотя первые результаты будут проявляться так же на второй-третий год обучения.

— Как часто нужно заниматься танцами, чтобы получить результат?

Регулярность любых занятий очень важна! Понятно, что чем больше тренировок, тем лучше. Но каков тот оптимальный график, при котором будет достигаться результат и вы сами или ваш ребёнок действительно будете развиваться и научитесь танцевать? Об этом поговорим ниже.

Итак, минимум, занятия должны проходить два раза в неделю по одному астрономическому часу. Причём, надо иметь ввиду, что перерыв между ними не должен превышать трёх дней, иначе весь изученный материал будет забываться.

Если есть возможность заниматься три раза в неделю по часу-полтора, это очень и очень хорошо. Такие занятия помогут держать себя в постоянном тонусе, а этот тонус крайне важен для того, чтобы расти в любимом деле.

Ну и, конечно, чем больше занятий — тем лучше. Если при графике два раза в неделю по часу вы будете получать определённый стабильный, но небольшой, результат, то занимаясь каждый день часа по два-три, например, вы почти наверняка в скором добьётесь больших танцевальных успехов.

Надо иметь ввиду, при этом, что регулярные занятия в зале вовсе не отменяют желательности заниматься дома. Если, скажем, ваш ребёнок ходит на детский танец, то в домашних условиях вполне можно немного с ним потанцевать, попросить повторить то, что было выучено сегодня в студии. Ну, а если вы занимаетесь сами, то домашние занятия, отработка различных движений, растяжка станут неотъемлемой частью и даже залогом прогресса.

— Для чего нужны танцы, что они развивают? Какие есть медицинские противопоказания к занятиям танцами?

Приходя на танцы или приводя ребёнка в танцевальную школу, очень важно понимать, пойдут ли занятия на пользу. Кроме того, если вы знаете, какие физические и умственные качества, двигательные навыки развивают те или иные танцевальные направления, это, несомненно, поможет сделать правильный выбор. 

Начнём с хореографии. Занятия классической и современной хореографией, балетом, бальными танцами помогают сформировать мышечный корсет, правильную осанку. Кроме того, большое внимание на них уделяется растяжке. Поэтому, если хотите быть стройными и легко садиться на шпагат, добро пожаловать! Однако, нужно иметь ввиду, что у той же растяжки есть определённые нюансы. Например, если от природы у вас или у ребёнка длинные связки, то имеет смысл не тянуться, а выполнять упражнения на укрепление мышц, заниматься параллельно лечебной физкультурой. 

Что касается уличных танцев, а именно, хип-хопа, локинга, поппинга и прочих аналогичных танцевальных направлений, их несомненный плюс в том, что они учат расслабляться и контролировать своё тело, снимать мышечные зажимы, улучшают координацию и помогают научиться чувству ритма. Не секрет, что очень многие болезни, в частности, болезни позвоночника, связаны с наличием мышечных зажимов в различных частях тела. Зажимы эти формируются очень часто под воздействием психологических факторов. Например, если вы обратите внимание на шейный отдел позвоночника, на плечи, то с большой долей вероятности заметите, что плечи у вас как бы чуть-чуть приподняты, причём, вы этого ранее не осознавали. Это один из типичных мышечных зажимов, являющийся реакцией, в том числе, на повседневный стресс — вспомните кошку или собаку, которая ощетинивается в случае опасности. При том, что мы этот зажим не осознаём, он держит мышцы шеи в постоянном напряжении, спазмирует их, а ведь именно шея и шейный отдел позвоночника содержат артерии, отвечающие за кровоснабжение головного мозга. Вот почему так важно учиться расслабляться, снимать мышечные зажимы в собственном теле и, таким образом, помогать себе снять физический стресс. Уличные танцы — незаменимый помощник в данном плане, потому что техника исполнения того же хип-хопа требует контроля над телом и определённого тонуса, связанного, в том числе, с расслаблением мышц. 

Если мы будем говорить о занятиях таким требовательным к физической форме направлением, как брейкданс, то здесь противопоказанием могут быть заболевания, при которых нежелательно, скажем, поднимать тяжести. Однако, конечно, лучше уточнять всё у врача. При этом, данный стиль является прекрасным, если не самым лучшим, средством укрепить тело, мышцы, развить гибкость и выносливость. Наверное, поспорить с ним в этом может лишь спортивная гимнастика, но ведь брейкданс — ещё и танец, а танцевать всегда интереснее! Поэтому если хотите, чтобы ребёнок вырос сильным, крепким, не бойтесь записывать его на брейк. 

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что физическая и иная польза от занятий танцами всегда очевидна. Хотя предварительно проконсультироваться со знакомым врачом на предмет противопоказаний также имеет смысл. Но в подавляющем большинстве случаев даже наличие каких бы то ни было заболеваний никогда не является фактором, препятствующим занятиям танцами. Просто заниматься надо с умом, осторожно и под руководством грамотного наставника. 

— Что делать, если кажется, что ничего не получается? 

Многие, кто занимается танцевальным искусством какое-то время, начинают задаваться вопросом о том, насколько хорошо они танцуют. Часто мысли эти приходят через несколько лет после начала занятий и, бывает, вынуждают кого-то бросать занятия, так как, по их мнению, ничего у них не получается. Рассмотрим несколько основных моментов, чтобы развеять данный миф. 

Во-первых, в танце, как и в любом другом виде деятельности, необходимо иметь терпение. Сразу, после первого занятия, никогда никто не становится чемпионом. Главное, заниматься регулярно, упорно и получать удовольствие от самого процесса. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Во-вторых, оценка собственного результата всегда субъективна и зависит от того, с кем мы себя сравниваем. Скажем, до того, как я начал заниматься современными танцами, мне казалось, что некоторые ребята на дискотеке очень здорово танцуют, а я ничего не умею. Но очень скоро я уже их перерос, и начинаю сравнивать себя с тренером, а затем и с чемпионами, мировыми знаменитостями, лучшими из лучших. Равняться на звёзд, конечно, хорошо. Но оценивая себя, оглянитесь назад и посмотрите на весь тот путь, который вы прошли. Неужели, это не результат?

В третьих, есть ещё один нюанс, который не столь очевиден, но оказывает огромное влияние на самооценку. Суть его в том, что в процессе занятий, особенно с годами, характер изученного материала, полученных навыков, меняется. Соответственно, должна меняться и система оценки, а этого часто не происходит. Простой пример — когда человек только начинает танцевать, он изучает основные шаги, движения. И, довольно скоро, уже видит у себя результат — вот я ничего не умел, а вот я уже танцую. Это здорово. Но проходят годы и этот же человек, продолжая заниматься, спрашивает себя: «годы идут, а я танцую всё то же». И делает вывод — «наверное, я ничего не достиг». Ошибка в том, что не всегда люди осознают — если в начале приходит знание танцевальной базы, то с годами оттачивается техника и вырабатывается собственный стиль, своё понимание танца. 

Поэтому помните, если вы продолжаете заниматься танцами и отдаёте этому себя и своё сердце, вы продолжаете развиваться и будете делать это всё лучше и лучше. Не бросайте начатое, ведь не зря говорят, что дорогу осилит идущий. Тот, у кого есть упорство и воля, всегда станет победителем!  

© Владимир ШЕРЕМЕТЬЕВ, 2016 

Любая перепечатка данного материала допускается только с ведома и согласия автора. Внесение корректировок в авторский текст, использование выдержек, цитат без указания авторства и ссылки на первоисточник запрещены.